г. Самара
ул. Антонова-Овсеенко, 83
8 (800) 350-84-13 — доб. 462
info@zhkh-otvet.ru

Заглушки вне закона

Заглушки вне закона

В связи с многочисленными обращениями жителей г. Самара на противоправные действия управляющих организаций, связанных с направлением письменных уведомлений о предстоящем ограничении доступа к общедомовому стояку (канализации) путем установки технического устройства (заглушки), правовой отдел ЖКХ-Эксперт разъясняет следующее:

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ) водоотведение — это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Законом № 416-ФЗ в пунктах 1 и 4 статьи 3 определено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению определена в пункте 1 части 2 Закона № 416-ФЗ в качестве общего принципа государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.
В федеральной целевой программе «Чистая вода на 2011-2017 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2010 № 1092) обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения определена в качестве одного из индикаторов выполнения данной программы.

Порядок предоставления услуг по водоотведению в многоквартирных домах регулируется постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила № 354). Согласно подпункту «в» пункта 4 Правил № 354 коммунальная услуга по водоотведению — это отвод бытовых стоков из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

В силу подпункта «а» пункта 117 и пункта 118 Правил № 354 неполная оплата потребителем коммунальной услуги (т. е. наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за данную услугу) является основанием для ее ограничения или приостановления.

Пунктом 114 Правил № 354 установлено, что при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса (в рассматриваемом ситуации - сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Абзацем 3 пункта 118 Правил № 354 определено, что в случае частичной оплаты потребителем предоставляемых исполнителем коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы. Данная норма соответствует положениям подпункта «а» пункта 5 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253), предъявляемых к исполнителю при осуществлении расчетов с ресурсоснабжающими организациями.

Таким образом, отсутствие у потребителя задолженности по коммунальной услуге по водоотведению исключает возможность ее ограничения или приостановления исполнителем (управляющей организацией, товариществом собственников жилья и т.д.). Наличие задолженности у потребителя по иным коммунальным услугам не является правовым основанием для ограничения (приостановления) услуги водоотведения.

Следует также отметить, что в г. Самаре платежные документы за услугу по водоотведению выставляет ООО «Самарские коммунальные системы», которое также принимает и администрирует платежи от населения. Путем создания собственного расчетного центра ООО «СКС» исключило потенциальную возможность хищения денежных средств жителей в схеме «потребитель — ресурсоснабжающая организация — управляющая компания».

Соответственно, управляющие организации г. Самара не обладают информацией о начислениях и задолженности потребителей за данную коммунальную услугу, и поэтому не отражают ее в своих квитанциях.

Все указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности действий управляющих организаций, которые с целью оказания психологического давления на жителей многоквартирных домов направляют им письменные уведомления о предстоящем ограничении или приостановлении предоставления услуги водоотведения путем установки технического устройства (заглушки) ввиду наличия задолженности по иным коммунальным услугам.

2. Согласно подпунктам «а» и «в» пункта 122 Правил № 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

В силу пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ и подпункта «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) (далее — Правила № 491) в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.

Таким образом, общедомовой стояк (канализация) является общим имуществом МКД и любое вмешательство в нормальную работу данного оборудования может производиться только по решению общего собрания собственников.

Кроме того, Правила № 354 не содержат положений, допускающих ограничение права собственника отдельного помещения в доме по использованию общего имущества многоквартирного дома, а также — вмешательство в работу санитарно-технического оборудования способами, не предусмотренными проектом многоквартирного дома.

Пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.06 № 47) определено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

В соответствии с пунктом 14 Положения инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами.

Данные требования установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, зарег. в Минюсте России 15.07.2010, № 17833, введены в действие с 15.08.2010).

Пунктом 9.2 указанных СанПиН определено, что при эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.

Таким образом, действия управляющих организаций по установке технического устройства (заглушки) в санитарно-техническое оборудование МКД с целью оказания физического давления на должников не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, влекут незаконные препятствия и ограничения по использованию собственниками принадлежащего им на праве долевой собственности общего имущества МКД, а также — к нарушению санитарно-гигиенические условий проживания в жилом помещении, и приводят к непригодности жилых помещений для проживания.

3. Ответственность за незаконные действия по установке заглушек предусмотрена Законом о защите прав потребителей (гражданско-правовая ответственность), Кодексом РФ об административных правонарушениях (административная ответственность) и Уголовным кодексом РФ (уголовная ответственность).

Статьей 15 Закона о защите прав потребителей определено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно части 2 статьи 14.3.1. КоАП осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Уголовным кодексом РФ в статье 215.2 (введена Федеральным законом от 19.06.2001 N 83-ФЗ) предусмотрено следующее:
1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения, если эти деяния совершены из корыстных или хулиганских побуждений, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
в) лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

Как правило, управляющие компании для установки заглушек привлекают коллекторские агентства. Поэтому считаем целесообразным привлекать управляющие компании к административной ответственности, а затем к гражданско-правовой. Коллекторские агентства следует привлекать к уголовной ответственности.

Обсудить практические аспекты можно на форуме сайта http://zhkh-otvet.ru/forum/